Памятник архитектуры XVIII века дворец Немцевичей в д. Скоки Брестского района – один из немногих чудом сохранившихся памятников далекого прошлого, хотя земля наша была «усеяна» замками, дворцами, храмами разных конфессий, усадьбами, парками. Многое погибало в пожарищах войн, восстаний, а  также в результате безразличного, подчас и просто негативного отношения к своему историческому прошлому, культурному наследию.

Культура – показатель уровня духовной жизни народа, результат его интеллектуального, морального этнического развития. Она должна быть ориентирована на сохранение своей самобытности, нравственных ценностей, традиционных для нашего народа, его менталитета, содействовать формированию нации, ее национально-культурному развитию.

Находясь в геополитическом центре Европы, Беларусь всегда испытывала на себе воздействие и Запада, и Востока. На основе этого сформированные на протяжении столетий культурные традиции определили их самобытность и уникальность, значимость и особенность нашей культуры как части всемирного культурного пространства.

Восстановленные историко-архитектурные памятники определенной исторической эпохи позволяют более образно и достоверно представить ту эпоху, атмосферу быта, традиций, интересов общества и, непосредственно, бывших хозяев этого дома и их окружения.

Скоковский дворцово-парковый комплекс постановлением Совета Министров Республики Беларусь о 08.10.2002г. за №1395, утвержден в качестве приоритетного объекта реставрации. Реставрация дворца была предусмотрена и областными программами по возрождению и развитию села, а также Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь музейного комплекса.

Проектно-реставрационные работы начались в 2006 г. и велись филиалом «Брестреставрацияпроект» (директор, научный руководитель проекта – Казаков В.Н.). Реставрационные работы ведутся ООО «Брестреставрация» (директор – Приходько С.И.).

Первые письменные упоминания о Скоках относятся к середине XVI века в связи с разделом королевских поместий на волоки. Перовые упоминания о принадлежности Скок роду Урсын Немцевичей связано с Александром Урсын Немцевичем (VII генерация), а возведением родового имения здесь занялся его сын, Марцелий. К сожалению, нет сведений, кто проектировал здание. Планировка усадебно-паркового ансамбля регулярная симметрично-осевая, в центре находится двухэтажный господский дом. Одноэтажные боковые флигеля (жилой и конюшня, не сохранились) образовывали перед главным фасадом дома курдонер с круглым газоном, замыкавшийся с противоположной стороны округлым по абрису деревянным штакетником с четырехстопными воротами (не сохранились). За жилым флигелем располагались хозяйственные постройки, за домом – парк регулярного типа с центральной и двумя боковыми параллельными аллеями, выходящими к р. Лесная. Каменный костел-усыпальница, стоявший напротив дома через дорогу (не сохранился) завершал парадную часть комплекса.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Усадебный дом имеет характерную для архитектуры барокко пластичную объемно-пространственную композицию: прямоугольное в плане двухэтажное здание под мансардной, ранее черепичной крышей с боковыми алькежами, которые первоначально завершались фигурными куполами. Вход в дом с главного и паркового фасадов акцентированы террасами на филенчатых пилонах. Фронтальные фасады имеют регулярный ритм прямоугольных окон, в центре выделены слоистыми пилястрами, крепящими завершающий тонкопрофилированный карниз. Сдержанный барочный декор включал пластичные сандрики и наличники окон, межэтажную и фризовую тяги, угловые лопатки, лучковые люкарны крыши.

Центральное место в анфиладной планировке дома занимает вестибюль с трехмаршевой лестницей. В центре второго этажа был большой бальный зал с антресолями для музыкантов. Боковые алькежи использовались в качестве хранилищ домашних ценностей и архива.

Усадебно-парковый ансамбль – памятник архитектуры барокко и садово-паркового искусства «французского» стиля.

В первоначальном своем виде здание сохранялось до 20-х годов XIX века. Когда владельцем Скок стал внук Марцелия – Тадеуш Урсын Немцевич, он провел ряд изменений. Например, был изменен внутренний интерьер, партер дворца, расширены комнаты, подведены под общую крышу боковые башни. Однако, исследователь Александр Кравшан в 1904 году сделал репродукцию акварели Ю. Немцевича с видом дворца до перестройки и сегодня есть возможность увидеть его в первоначальном виде.

Дворец не однажды разграблялся, горел и даже готовился к взрыву при отступлении русской армии в 1915 году, но вопреки истории и людям выстоял, сохранился до наших дней и может стать гордостью земли белорусской.

Реклама

Как создавался музей. Из документов реставрации…: 2 комментария

  1. Слабы артыкул! Хацелася б бачыць матэрыялы рэстаўрацыі — археалагічныя вышуканні, фоты паркету, ізразцоў!

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s